Оказание обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник осуществляют сопровождение и поддержку обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение в МБОУ СОШ № 6 им. А.П.Бондина организованно с целью создания благоприятных психологических условий для развития всех обучающихся, работы педагогов, формирования психологической культуры взаимодействия, оказания психологической, логопедической помощи детям и подросткам в процессе обучения и воспитания.
Первичный анализ необходимости психолого-педагогической помощи обучающимся осуществляется на этапе посещения ими школы будущего первоклассника. Классные руководители знакомятся с образовательными возможностями, образовательными и социальными потребностями обучающихся.
При выявлении необходимости классные руководители приглашают обучающихся и их родителей на школьный психолого-педагогический консилиум. По решению консилиума обучающийся может быть направлен на психолого-медико-педагогическую комиссию.
В случае, если комиссия подтверждает необходимость создания особых условий для успешной адаптации обучающихся, выявляет потребность в дополнительной коррекционной работе, выдав соответствующее заключение, родители (законные представители) обучающегося в праве принять решение о переходе на обучение в класс, в котором реализуется общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития, переводе на обучение по адаптированной образовательной программе, либо продолжить обучение в классе, в котором реализуется обучение по общеобразовательной программе, но посещать занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Психолого-педагогическое сопровождение
Основное назначение психологической помощи в школе – это создание и обеспечение психологических условий для сохранения здоровья и развитие личности учащихся.
Основные направления психолого-педагогической деятельности:
- обеспечение полноценного психического и личностного развития обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями при освоении ими основных общеобразовательных программ;
- просветительская, психопрофилактическая, консультативно-диагностическая, социально-психологическая и иная диагностическая помощь;
- предупреждения и профилактика нарушений в развитии устной и (или) письменной речи обучающихся;
- преодоление трудностей в освоении обучающимися основных общеобразовательных программ;
- обеспечение взаимодействия в разработке и (или) реализации адаптированных образовательных программ;
- совершенствование методов психологического, логопедического сопровождения в соответствии с возможностями, потребностями и интересами обучающихся.
Основным предметом деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
· общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
· содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов
обучающихся;
· планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Деятельность педагога-психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий
реализации программы включает следующие направления:
· психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего, основного общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· выявление и развитие способностей обучающихся;
· психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего, основного общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
· использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;
· психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;
· психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего, основного общего образования, а также методик и технологий ее реализации.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды:
· обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
· гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
· комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ, содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательной деятельности.
Медицинская помощь
В образовательном учреждении работает медицинский кабинет. Медицинская помощь оказывается учащимся работником ГБУЗ СО ДГБ г. Н. Тагил в соответствии с графиком работы кабинета. Оснащение медицинского кабинета позволяет осуществлять профилактические осмотры и диспансеризацию учащихся, а также оказывать первую медицинскую помощь учащимся школы.
Задачами медицинской помощи являются:
- организация медицинского обеспечения детей;
- анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий;
- организация работы по гигиеническому воспитанию детей, родителей;
- организация и проведение летней оздоровительной кампании;
- первичная профилактика и гигиеническое воспитание в детском коллективе;
- контроль за физическим воспитанием детей;
- иммунопрофилактика;
- мероприятия по обеспечению адаптация в школе;
- ежегодная диспансеризация детей.

Оказание социальной помощи
В МБОУ СОШ №6 им. А.П.Бондина ежедневно работает социальный педагог, в своей деятельности осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе, организациях и по месту жительства обучающихся. Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
Выступает посредником между обучающимися и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Направления работы социального педагога:
- организационные вопросы;
- обновление картотеки опекаемых детей и учащихся, состоящих на учете (ВШК);
- составление социального паспорта школы;
- организация горячего питания для учащихся из семей льготных категорий;
- организация ежедневного контроля пропусков уроков;
- обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.
Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащихся.
Работа с детьми – инвалидами и детьми находящимися на опеке. Составление списка детей – инвалидов, детей, находящихся на опеке. Обследование жилищно-бытовых условий в семьях опекаемых, неблагополучных семьях.
Педагогическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений. Постановка на школьный учет учащихся из семей, находящихся в социально опасном положении.
Охрана здоровья школьников.
Работа по профилактике безнадзорности, суицида и употребления ПАВ.
Работа с родителями (семьей) обучающихся.
Составление банка данных родителей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Консультация для родителей. Проведение родительского всеобуча по вопросам:
- профилактики правонарушений, вредных привычек;
- по пропаганде ЗОЖ, ПАВ, личной гигиены, личной безопасности;
- по профилактике ДТП, детского травматизма
Участие в работе родительских классных собраний  по вопросам:
- разрешения конфликтных ситуаций;
- поведения обучающихся;
- профилактических бесед по социальным вопросам.
Привлечение родительской общественности к участию в общественной жизни школы с целью положительного влияния на подростков.